Понедельник, 19.11.2018, 06:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад компенсирующего вида "Теремок"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

учитель-логопед Чипиль Елена Викторовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Подготовила:

Чипиль Елена Викторовна,

учитель- логопед МБДОУ № 92

 

Явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у детей 2-3 лет становится для педагогов и родителей все более серьезной проблемой. Дети с задержкой речевого развития, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, выделяются среди своих сверстников тем, что пользуются главным образом невербальными средствами общения (жестами).

Воспитание у этих детей речевой активности – одна из важных задач начального этапа обучения общению.

При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно.

Для того чтобы ускорить появление речи у детей с задержкой речевого развития (ЗРР), необходима правильная организация условий жизни и общения.

Потребность в общении можно вызвать специальной организацией «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения к окружающим. Инициируя речевую активность ребенка, нужно учитывать его потребности. Дети раннего возраста чаще всего испытывают потребность в игрушках.

- Если на просьбу малыша дать игрушку, выраженную жестом, не следует ответной реакции от взрослого, то ребенок начинает сам проявлять речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности

- Вызвать речевую активность можно и другим способом, расставив любимые игрушки на высоко расположенных полках. Дети не могут их достать самостоятельно, и вынуждены обращаться к взрослым с просьбой, для которой они ищут словесное выражение. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: «Что тебе дать? Скажи: «Дай куклу»».

- Одним из приемов активизации речи является - поручение. После выполнения поручения необходимо спросить его: «Что ты принес?», «Где ты это взял?», «Что у тебя в руках?» и т.д.

- Даются также задания речевого плана: «Спроси у Даши, она будет кушать?», «Спроси у папы, где твой мяч?», «Попроси у …»

Вызывание речевого подражания должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при следующих обязательных условиях:

  • эмоциональности контакта с ре­бенком,

  • наличие у него определенного уровня понимания речи,

  • устойчивости внимания,

  • подражательной мотивации.

Для достижения требуемого эффекта в активизации подражательной речевой деятельности необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить подра­жать движениям рук, ног, головы, напри­мер: «Полетим, как птички», «Походим, как мишки», «Постоим на одной ножке». Свои действия и действия детей взрослый должен сопровождать речью, желательно в стихотворной форме.

- Необходимо развивать умение подра­жать действиям с предметами, например, при игре в мяч, когда игра сопровожда­ется отдельными слонами и восклица­ниями: «Дай! Лови! Кати!» Стимуляция речевой активности в играх наиболее продуктивна, так как при этом речь со­четается с приятными эмоциями. Появ­ление элементов активной речи может происходить непроизвольно в процессе самых разнообразных предметных игр, когда дети перекладывают, показывают, подталкивают, ощупывают, наблюдают предметы. При этом взрослый должен раз­говаривать с ребенком, задавая ему на­водящие вопросы: «Какой это шарик? Маленький? Синий?», «Эта машина едет? Стоит?», «Как сигналит машина? А как паровоз?» Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе взрослый: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту­ту!». Этот метод инициирования активной речи ребенка называется методом ими­тации: взрослый отчетливо, энергично артикулирует звук и своей речи и вырази­тельно интонирует ее, а ребенок слушает и повторяет, имитирует речь взрослого, усваивая при этом артикуляцию, моду­ляцию голоса и смысл обращенной речи. При этом взрослый активизирует слухо­вую ориентировочную реакцию ребен­ка. Добиться от малыша произношения слова по подражанию взрослый может также с помощью приема внезапного ис­чезновения и появления предмета: «По­зови лялю: иди, иди! Скажи: ляля, ляля!» и т. п. Так как подражание часто носит отсроченный характер, нужно несколько раз повторить новое слово.

- Накопление пассивного словаря. Накопление слов происходит благодаря ознакомлению де­тей с окружающей предметной действительностью и должно рассматриваться как единый процесс: ребенок знакомится с объектом и одновременно узнает его словесное обозначение. Сначала он вос­принимает слово вместе с предметом, действием, признаком, затем это слово в соответствующих ситуациях должно пов­торяться взрослыми для ребенка много­кратно, и, наконец, оно становится «сво­им», т. е. ребенок начинает использовать его в общении. При этом необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспри­нимал предмет: ощупывал его, мял, слы­шал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия.

- Создание ситуации, в которой движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами: баюкает куклу и напевает «бай-бай», показывает, как кукла ходит, и говорит: «Идет, идет Катя, ножками «топ-топ»; ма­шина едет «би-би», колокольчик звенит «динь-динь». Особенно благоприятные условия для подражания создаются тог­да, когда двигающиеся предметы или жи­вотные издают звуки (машина и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет).

- Эффективными для развития активной речи являются занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации. На этих заняти­ях легко соединить реальные предметы, действия и признаки со словами, кото­рыми они обозначаются. Кроме того, на них легко создаются «проблемные ситуа­ции». Так, если кому-то из детей педагог «забывает» положить лист бумаги или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее.

- Повысить речевую активность, вы­звать произношение звуков, звукоподражаний, слов помогает артикуляцион­ная гимнастика. Проведение ее в раннем возрасте положительно воздейству­ет на мышцы артикуляционного аппа­рата ребенка, позволяет добиваться их мягкости, эластичности, подвижности, тем самым предупреждая возникнове­ние неправильного звукопроизношения. Например, дети выполняют артикуляци­онное упражнение «Птичка и птенчики»: широко открывают рот. При выполнении упражнения взрослый называет произно­шение: кукла «а» и объясняет: «Так разговаривает кукла». Тут же спрашивает: «Как разговаривает кукла? Кто так разговаривает?» После выполнения упраж­нения «Лошадка» (дети открывают рот и щелкают кончиком языка) педагог пред­лагает выполнить упражнение «Улыбка» и вызывает произношение звука «и», объ­ясняя: «Так кричит лошадка». Затем спра­шивает: «Как кричит лошадка? Кто так кричит?» Выполнение артикуляционного упражнения «Кошка лакает молочко» со­провождается произнесением звукоподражания «мяу-мяу, мур-мур». Взрослый спрашивает: «Кто так разговаривает?».

- Благоприятно воздействуют на психическое развитие ребенка в целом и повышают речевую активность пальчи­ковые игры. Применение пальчиковой гимнастики необходимо как при свое­временном речевом развитии, так и в тех случаях, когда речевое развитие за­держивается. Очень важно, что в пальчи­ковых играх все подражательные дейс­твия сопровождаются стихами, которые привлекают внимание малышей и лег­ко запоминаются.

- Необходимо сделать все режимные моменты содержательными, развивающими для развития активной речи, а, следовательно, ре­зультативными для развития активной речи. Такие регулярно повторяющиеся моменты в режиме дня, как умывание, одевание и раздевание, прием пищи, обеспечивают многократ­ность повторения простых и доступных для понимания образцов речи с опо­рой на собственные действия детей. Разговор ведется в форме своеобразного диалога: взрослый спрашивает и тут же сам отвечает, стимулируя познаватель­ную активность ребенка. Важно, чтобы эти слова подкреплялись ощущениями малыша, его восприятием. Вот, например, со­бирая ребенка на прогулку, взрослый го­ворит: «Сейчас мы будем одеваться, чтобы идти гулять. Куда мы пойдем? Что мы наденем на голову? А где же у нас шап­ка? Найди шапку. Нашел? Вот она, шапка. Давай наденем шапку на голову. Что мы надели на голову? Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. У шап­ки есть ленточки. Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленточки, чтобы шапка на улице не соскочила с головы. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да? А теперь наденем пальто. Где твое пальто? Вот оно, пальто, синего цвета. Что мы надеваем? Пальто теплое, мягкое. Тебе будет тепло в нем. А где варежки? Наденем их на ручки. Что мы надели па ручки? Варежки пушистые, мягкие, теплые. Теплая варежка? Мягкая? Пушис­тая?» И т. д.

Подводя ребенка к умывальнику, сле­дует сказать: «Идем мыть ручки, потому что будем обедать. Сначала мы засучим рукава, чтобы они не намокли. Теперь откроем кран. Открыл? Что ты открыл? Что бежит из крана? Теперь подставим руки под воду так, чтобы вода не стека­ла с локтей, вот так. Намочили руки. Что мы намочили? Теперь бери мыло. Взял? Что ты взял? Намыль руки как следует. Не спеша потирай ручки круговыми движениями. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь хорошо смоем мыло водой. Смыл? Моло­дец! Теперь нам нужно взять полотенце. Что нам нужно взять? Возьми свое поло­тенце и вытри им руки. Приведи рукава в порядок. Давай я помогу тебе». Приема­ми активизации речи при выполнении режимных моментов являются вопросы, просьбы, а также раскрытие не только способов действия с предметами, но и их мотивации: «Будем одеваться, чтобы идти гулять»; «Идем мыть ручки, потому что будем обедать».

- Активизации речи детей способствуют также наблюдения на прогулке. Взрослый обращает внимание на яркий цветок, на поведение птицы, на проезжающую машину и т. д. и тут же спрашивает, что едет, как гудит машина, кто летает, как кричит птица, побуждая воспроиз­водить имитационные движения (маши­на едет и гудит, птица летит и кричит и т. д.). Хорошо, если на прогулке малыши не только наблюдают за работой взрос­лых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, сгребают снег и т. п. Яркие впечатления после прогул­ки могут стать поводом для беседы: «Где были? Что видели? Что делали?».

Осуществляя работу по активизации речевой деятельности ребенка с задерж­кой речевого развития, нужно помнить о том, что он должен захотеть заговорить сам. Поэтому необходимо хвалить малы­ша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать, как нужно говорить четко, правильно, выразительно. Ни в коем случае нельзя повторять рече­вые ошибки ребенка и смеяться над тем, как он говорит.

Таким образом, создавая «проблемные ситуации», используя речь в разных видах деятельности детей, взрослый оказывает благоприятное влияние на повышение речевой активности детей с задержкой речевого развития.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей