Воскресенье, 27.05.2018, 04:27
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ № 92"Детский сад комбинированного вида"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социально-психологические факторы, влияющие на отставание в развитии речи ребенка

        Самые распространенные жалобы родителей, дети которых посещают детские сады — это отставание в развитии речи, расторможенность, недостаточный самоконтроль, грубость, драчливость, страхи. Занимаясь с такими детьми, мы, психологи, естественно, пытаемся докопаться до причин поведенческих отклонений. А для этого анализируем семейную ситуацию и то, как ребенка воспитывают. Социально-психологическиефакторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей.

Особое внимание, рассматривая данную проблему, необходимо обратить на развитие ребенка в первые годы жизни. Этот период имеет важнейшее значение в формировании личности, развитии познавательного интереса, влияет на многие стороны жизни не только дошкольника, но и, впоследствии, взрослого человека.

Существует ряд ошибок в уходе за младенцем, которые приводят к нарушению развития познавательных функций, расст­ройствам поведения, психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Обратим особое внимание на те ошибки и перегибы в воспитании, которые непосредственно влияют на снижение потребности в общении, задержки речевого развития и формирование личности ребенка.

Наиболее распространенные ошибки в уходе и воспитании

 

Наиболее распространенные ошибки в уходе и воспитании младенцев и детей раннего возраста целесообразно раз­делить на следующие группы:

  • ошибки в организации ухода за младенцами;

  • нарушение детско-родительских отношений;

  • новые взгляды на темпы и этапы развития ребенка;

  • нетрадиционные методы и приемы воспитания.

 

  • Ошибки в организации ухода за младенцами

  • отказ от грудного вскармливания по желанию мамы.

Ранний переход на искусственное вскармливание приводит к разрушению полноценного контакта с матерью даже в том случае, если во время кормления она держит ре­бенка на руках. Формирование прикуса, строение лица, развитие речи у детей определяется длительностью естественного вскармливания. Это связано с активным участием мышц мягкого неба в процессе получения молока из груди. Дети, длительно вскармливаемые грудью, лучше воспроизводят тональности и частоты звуков. По наблюдениям ленинградского логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков “ш”, “ж”, “л”, сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев.

Сам по себе плач – это нормальный феномен младенческого поведения. Мы же говорим о продолжительном плаче, на который нет отклика со стороны матери. В этой ситуа­ции у ребенка разрушается уверенность в надежности матери и бла­гоприятное впечатление о мире, что формирует у него комплексы тревоги, обиды и неполноценности, а также может стать причиной соматических заболеваний и задержанного развития.

Henpaвильное применение памперсов. На самом деле памперсы вовсе не такие уж безвредные, как это может показаться. В чем же все-таки опасность постоянного ношения ребенком одноразовых подгузников? Начнем с того, что памперсы хорошо впитывают влагу, а потому у малыша не возникает дискомфортных состояний. С одной стороны — это хорошо, но с другой, не испытывая неприятных ощущений, ребенок не обучается самоконтролю за мочеиспусканием. Это может привести к тому, что малыш будет носить памперсы чуть ли не до пяти лет. Младенцу надлежит быть счастливым и спокойным. Но при этом психология развития требует иногда ощутить некоторый дискомфорт. Парадокс? Вовсе нет. Эмоциональная сфера человека устроена так, что палитра положительных эмоций развивается настолько же, насколько развита палитра отрицательных.

Следует отметить, что правильным применением памперсов считается их использование лишь во время прогулок, визитов в гости, посещения детской поликли­ники и т.д. Кроме этого, вызываемый памперсами телесный диском­форт в области гениталий может привести к возникновению психо­сексуальных расстройств.

Юрий Полонский, практикующий психотерапевт, отмечает: «Ребенок, выросший в памперсах, может быть не готов отвечать за свои действия. Человек должен понимать, что каждый его поступок влечет за собой последствия. На подсознательном уровне это закладывается буквально с пеленок».
С ним солидарна и детский психолог Анна Светицкая: «Ребенок, выросший в памперсах, не научится преодолевать трудности (ведь мокрые пеленки — первая из них) и может вырасти конформистом: человеком, который будет плыть по течению, не пытаясь сопротивляться и спорить».

Закладка фундамента будущей личности осуществляется в течение первого года жизни ребенка, именно в нежном младенческом возрасте происходит формирование основ мировосприятия. Еще в пеленках ребенок делает свои первоначальные интеллектуальные открытия. Именно в буквальном смысле. Малыш проделывает серьезную умственную работу с целью установления первых в своей жизни причинно-следственных связей между регулярными позывами к осуществлению мочеиспускания и дефекации и итоговым результатом. Памперсы не позволяют ребенку совершить это первое «научное» открытие, что приводит к сбою в природном механизме развития и новорожденный человечек лишается самого первого естественного толчка к развитию интеллекта.

 

  • Нарушение детско-родительских отношений

    В этом разделе рассмотрим нерациональные стили общения: гипоопека и гиперопека.

    Как показывает практика, такой стиль как гипоопека (недостаток, дефицит родительского внимания) негативно сказывается на ребенке.

Депривация – от лат. Deprivatio – лишение

Депривация означает неполучение чего-либо, что необходимо или должно быть доступно.

Можно выделить несколько видов депривации, которые могут серьезно повлиять на развитие ребенка и оказать влияние на дальнейшее развитие личности: -сенсорная; -моторная; -культурная; -познавательная, эмоциональная.

Есть особый вид депривации – материнская, которая как правило объединяет в себе несколько видов деприваций. Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка. Известно, что нормальное доречевое развитие на первом году жизни, имеет главенствующее значение для формирования полноценной речевой функции, которая возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким для него лицом, в случае отсутствия такого общения появляется синдром депривации, который является результатом недостаточного эмоционально положительного контакта со взрослыми.

Раньше с младенцами много говорили. Наши бабушки знали, что это необходимо, хотя ребенок вроде бы ничего еще не понимает.

Теперь же мать зачастую ухаживает за младенцем молча. А если ребенок спокойный и подолгу может лежать один, довольная мама будет заниматься домашними делами или собой. Ей и в голову не придет «тревожить ребенка своей болтовней». В результате такие дети к году говорят мало.

Понятно когда материнскую деривацию испытывает ребенок, которому недостает матери, например, воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок. Но в современных условиях мы все чаще можем говорить о развитии синдрома депривации в семье. Ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать которого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним, испытывает постоянный стресс, тревожность и неудовлетворенность своих физиологических потребностей в душевном тепле, защищенности и эмоциональном комфорте.

Необходимо учитывать возраст, в котором ребенок подвергается депривации, а также ее продолжительность.

По мере увеличения времени пребывания в условиях депривации на этапе неустойчивой психической деятельности у ребенка появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, депрессия, апатия), которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна и бодрствования.

Целесообразно будет попытаться указать в условиях семейной жизни на те ситуации, при которых скорее всего может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть депривация. Данные условия можно разделить приблизительно в две группы.

Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет, место, например, при неполной семье (отсутствуют отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует стимуляция для развития.

Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц образовался определенный внутренний, психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник удовлетворения находится почти под рукой. Так это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, а также отец и другие воспитывающие лица эмоционально совершенно безразличны, у них нет связи с ребенком, они ему не уделяют никакого внимания, лишь редко, когда за ним ухаживают, обращаются с ним лишь механически.

Обе указанные ситуации часто пересекаются: например,

- мать настолько занята, что она не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже и то ограниченное время, которое у нее фактически остается для ребенка;

  • это может быть ребенок одинокой матери, у которого отсутствует отец и который страдает нередко от отвергающего отношения матери, переносящей на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения.

Различение обеих групп имеет практическое значение. Дело в том, что результаты в первом случае бывают более поверхностными, а исправление более легким, чем в ситуациях, где депривация вызвана серьезным психологическим препятствием, заключающимся в самой личности воспитателей. Также ход исправления в обеих ситуациях бывает различным.

Другая крайность – это стиль воспитания называется гиперопека. У родителей с таким стилем воспитании слишком большое внимание к ребенку, желание устранить, и даже предвосхитить все его трудности. Речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.
Балансировать между тем и другим трудно. Однако, не ставя (в воспитательных и развивающих целях) перед ребенком трудностей, мы не сделаем его личностью.

 

  • Новые взгляды на темпы и этапы развития ребенка

Иногда дети рано начинают ходить и мало ползают, чем вызывают неподдельную гордость и радость родителей – «ребенок опережает нормальное развитие». Родителям и в голову не может придти, что пропуская стадию ползания, ребенок в последствии получает мозаичные, частичные задержки развития.

Период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у очень многих детей из-за кесарева сечения, стимуляции родов, тяжелых родов и проч., приводя к гиперактивности в сочетании с дефицитом внимания, частично компенсируются именно в период ползания. Да и вообще, ученые обратили внимание на то, что дети, которые много ползают, впоследствии лучше развиваются. Поэтому лучше не использовать ходунки и не держать ребенка в манеже, а если квартирные условия позволяют, выкладывать малыша на пол на одеяло, чтобы он мог перемещаться по дому, осваивая новые среды.

Сейчас в моде ранняя стимуляция интеллектуального развития. В два-три года такой ребенок поражает окружающих, его считают вундеркиндом. Но при подобном варианте развития преждевременно эксплуатируется та сфера, которая должна быть выращена из сферы эмоционального контакта, общения, а потом и из игры с ее огромным социальным опытом. Только тогда познавательная сфера развивается нормально и бывает полноценной. А при раннем интеллектуальном развитии познавательная сфера фактически остается без подкладки, как бы повисает в воздухе. И это тоже искажает развитие ребенка, не может не вызвать негативных последствий для развития личности, а если говорить о речевых нарушениях – возможны логоневрозы, запинки, может страдать темповая сторона речи.

В последнее время родители уделяют мало внимания формированию игровых действий и развитию сюжетной игры, тем самым лишая ребенка общения со сверстниками и партнерских отношений со взрослыми. Этап развития предметно-манипулятивной деятельности, имеющей игровые окраски очень важен для социализации, становления личности ребенка, формирования положительных и отрицательных чувств, формирования представления о людях, мире. Почему дети сейчас не играют? — Да потому что маленький ребенок не может играть один, а взрослые перестали в этом плане детьми заниматься.

Необходимо, чтобы ребенок начал общаться с другими детьми. Причем необходимо, чтобы это протекало не так, как во многих случаях: мамы курят, сидя на скамеечке, а малыши дерутся в песочнице из-за лопаток. Нет, в раннем возрасте общение детей должно проходить при активном участии взрослых. Устраняясь от организации детского общения, родители лишают ребенка возможности вовремя пройти необходимые этапы психологического развития. Говорят: «Раз игра отмирает, значит, она не нужна». Ничуть не бывало! Нужна. Дети, не получившие опыта полноценной сюжетно-ролевой игры, имеют упрощенные представления о социальных отношениях. Из-за отсутствия этого опыта у них потом проявится неумение строить отношения. Психологическое развитие таких детей искажается, причем часто непоправимо. Говоря о речевом развитии отсутствие игровых сюжетов в развитии ребенка ведет к неумению общаться, задавать вопросы, поддерживать диалог.

 

  • Нетрадиционные методы и приемы воспитания

Сейчас встречаются дети, которые в возрасте года-полутора все крушат и ломают. Конечно, любой малыш может что-то сломать или разбить, но от этих буквально все приходится убирать, потому что после них как Мамай прошел, ничего мало-мальски ценного нельзя оставить в пределах их досягаемости. А родители — видимо, с подачи современных психологов — считают, что ребенок просто проходит «деструктивную стадию развития».

Это следствие нетрадиционной педагогики, когда ребенку позволено все. Традиционно во всех культурах существовала иерархия «взрослый — ребенок». Потом под влиянием либерализма было провозглашено, что ребенок равен взрослому, а теперь так называемая «педагогика свободы» уверяет нас, что ребенок больше, важнее, значимее взрослого. И в этой системе представлений ребенку, естественно, можно все. Мы сейчас часто сталкиваемся с мнением, что ребенка нельзя наказывать, нельзя говорить ему «нет». В результате ребенок вырастает не просто своевольным эгоистом. Дело обстоит еще хуже: он вырастает недостаточно очеловеченным. Такой ребенок не просто не считается с другими людьми. У него исходно плохие механизмы регуляции. А ведь воспитание — это не только возвышение, облагораживание ребенка, но и его социализация. И в этой социализации есть определенные жесткие регуляторы. Если взрослый человек ведет себя неподобающим образом, от него отворачиваются, его изгоняют. Это жестко работает в любом социуме. Так что если годовалому ребенку позволяют бить бабушку по лицу, это первый шаг к недостаточной социализации.

Что же делать? Запрещать?

Во-первых, без запретов нет ни культуры, ни общества, ибо это скрепы, без которых все идет вразнос. А во-вторых, на втором-третьем году жизни ребенком уже можно эффективно управлять путем его переключения и положительной оценки. Впрочем, прием положительной оценки прекрасно действует на ребенка и в более позднем возрасте.

Раннее приобщение к телевизору и компьютеру мы можем наблюдать в семьях, придерживающихся еропейской или американской моделей поведения. Чем это оборачивается для них в будущем?

В последние годы в Америке очень озабочены уровнем подготовки детей к школе. Этот вопрос даже обсуждался в Конгрессе США. Многие юные американцы приходят в 5-6 лет в школу, практически не умея говорить. Речь у них односложная, они не понимают простейших инструкций. Естественно, способность к обучению у них крайне низка. Массовые исследования показали, что это следствие ранней изоляции детей от родителей, отсутствия эмоциональных контактов, полноценного общения, совместного времяпровождения, совместных занятий, совместных целенаправленных и соответствующих возрасту игр. Так вот, среди важнейших факторов, затормаживающих развитие детей, фигурирует приобщение малышей к компьютеру и телевизору.

Ребенок занят, ему интересно… Молодые мамы довольны: они могут заниматься своими делами, ребенок им не мешает. Но последствия такого «воспитания» весьма плачевны. У детей, с младенчества пристрастившихся к игровым приставкам, бывают не развиты лобные доли мозга. Если к пяти-семи годам их не доразвить, время будет упущено. Таким образом, происходит формирование людей с недостаточным развитием высших психических функций.

Это совсем другие люди, с иными, чем у нас интеллектуальными, эмоционально-волевыми, эмоционально-личностными особенностями. Все психические функции прямо связаны с волевой и этической регуляцией человека отстают в развитии или отсутствуют. Такие люди более склонны к девиантному поведению, неспособны к глубоким, устойчивым, осмысленным взаимоотношениям с другими людьми. Они не в состоянии просчитать последствия своих поступков, чаще подвергаются стрессам, попадают в критические ситуации. Иными словами, они менее развиты и менее жизнеспособны, чем те, кто сформировался нормально. Особенно тяжела для них современная жизнь с ее многочисленными соблазнами. При недостатке силы воли это часто оказывается фатальным.

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Но дело не только в постоянном шуме. Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.

Что движет матерью, которая спешит передоверить воспитание маленького ребенка няне, а то и компьютеру с телевизором?

Скорее, дело в эгоцентризме, глубокой погруженности в себя, неспособности или неумении любить по-настоящему.

У такой мамы эмоции блокированы, она сама как маленький ребенок. И что всего печальнее, не осознает своей ущербности!

Например, она часто не понимает, зачем детям нужно читать сказки. Прямо диву даешься, в каком инкубаторе выросли такие люди, ведь над ними в детстве подобных экспериментов еще не проводили. Но под влиянием пропаганды в СМИ многие родители поверили, что с детьми следует обращаться как со взрослыми, не читают им сказок или детских стихов, не играют в пальчиковые игры типа «Сороки-вороны» или в простые игры с простыми игрушками, считая подобные занятия ненужным, устаревшим, хотя это универсальные этапы детского развития во всех культурах.

Мамам и папам надо контролировать, сколько времени проводит ребенок перед телевизором и что он смотрит.

Вывод

Существует два базовых механизма психологического развития ребенка. Это подражание, когда ребенок старается уподобиться взрослому, и отделение, постепенно готовящее его к самостоятельной жизни. Воспитание должно быть сбалансированным, чтобы не было ни депривации (дефицита любви), ни вседозволенности.

Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка. Возраст до 1 года — это период, когда общение является главным видом деятельности ребенка и недостаточность эмоциональных контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере и речевом поведении. Уже на этом возрастном этапе устанавливаются первые межперсональные отношения с матерью или лицом, ее замещающим. Это важный этап, с которого начинаются социализация, становление личности ребенка, формирование положительных и отрицательных чувств, представление о людях, мире. Таким образом, можно сказать, что семья как микросоциум в современном обществе должна выступать не только «первой ячейкой общества», «…родители – это …первые воспитатели …», но и, в первую очередь, быть примером во всех делах для своего ребенка, быть ему другом, советчиком и образцом для подражания. Только в эмоционально полноценной, заботливой и дружной семье может расти здоровый, счастливый и добрый малыш.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей