Четверг, 02.05.2024, 05:02        Главная | Мой профиль | Выход Вход
Меню сайта

Аудиогид #НОВЫЙКЕМЕРОВО















Опрос
Оцените сайт МБДОУ № 92
Всего ответов: 66
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
Министерство просвещения РФ
Министерство образования и науки КО
Управление образования АК
Портал Госуслуги
Уполномоченный по правам ребенка в КО
Новостной образовательный реестр
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция ЦОР
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Социальная сеть работников образования
Всероссийская социальная сеть работников образования

Управление образования города Кемерово

Логопед Лунёва Марина Васильевна

Консультация для родителей:

«Речевая готовность ребенка к обучению в школе».

Подготовила логопед Лунева М.В.

 

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет речевая готовность к обучению в школе. Ведь именно при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом

Какие же критерии речевой готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения? Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника.

Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, св, з, зв, ц, ш, ж, ч, щ, р, рв, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребёнка при произношении.

Рекомендуется примерный ряд слов:

С - суп, сова, коса, усы, нос;

СЬ - семь, синий, такси, апельсин, гусь;

З - зубы, замок, коза, язык;

ЗЬ – зима, земляника, магазин, газета;

Ц – цапля, цепь, яйцо, лицо. Кузнец, молодец;

Ш – шина, шуба, машина, мышата, малыш;

Ж – жук, жаба, ножи, одежда;

Щ – щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;

Ч – чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь;

Л – лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;

ЛЬ – лимон, лев, пальма, полет, боль, пыль;

Р – рак, рука, корова, баран, пар, комар;

РЬ – река, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

Результаты своего обследования запишите.

Очень важно так же проверить у ребенка умение различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Если же ребенок не может различать звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.

При не различении з-ж-ш можно изображать жужжание жука, писк комара, шуршание листвы, подбирать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, определять место звука в начале, середине, конце.

Словарный запас старшего дошкольного возраста 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи).

Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:

1.Название предметов, относящихся к различным группам, например, известные ему цветы, деревья, виды транспорта.

2.Нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце – посуда) можно показать картинки, ребенок перечисляет предметы и называет общее слово.

3.Подбор признаков и название по признакам предметов, например, кислый, желтый (лимон).

4.Подбор действий к предмету (птица … уж… собака …)

5.Подбор предметов к действию: лает…, мяукает…

6.Подбор слов, близких по значению: храбрый – смелый, хороший приятный и т.д.

7.Подбор слов противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой.

8.Можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняется значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память.

Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания: 1. назови один (глаз, уши…); 2. назови много (нос, лоб, ухо…); 3. закончи словосочетания (три помидора, пять …), (одна конфета, шесть …), (три медведя, шесть …), (одно зеркало – семь …)

Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:

а) подбери подходящее по смыслу слово:

большой сад, а маленький …,

маленькая куколка, а большая …

б) закончи предложение:

Весной картошку сажают, а осенью …

воду наливают, а соль … и т.д.

в) Назови детишек:

у медведицы - … у слонихи - …

у коровы - … у кошки - … и т.д.

С целью проверки связной речи можно попросить ребенка, что он видит на картинке? Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать у него о важных для него событиях, слушать внимательно и если у ребенка что-то не получается, задавать ему вопросы наводящие. Очень хорошо развивает речь составление рассказов по серии сюжетных картинок. Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу. Все эти способы помогут избежать многих проблем при обучении грамотности.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

 

 

 

Вход на сайт







 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

МБДОУ № 92 г. Кемерово © 2024
Бесплатный хостинг uCoz